Подпишитесь на новости

Яндекс.Метрика
ЕГАИС 3.0 или чем грозит помарочный учет алкоголя

По старой традиции новая эра ЕГАИС началась 30.06.2017 года совсем незаметным сообщением, опубликованным на сайте ФСРАР, в котором кратко было указано, что «в личном кабинете портала egais.ru, в разделе "тестовый транспортный модуль" стали доступны электронные схемы документов формата версии 3. Опубликованные схемы и описание можно использовать для адаптации своих учетных систем к использованию нового формата». Те, кто в теме давно уже знали, что в формате обмена версии 3 ожидались изменения, связанные с так называемым «по-марочным учетом». Что это означает, и чем нам всем грозит?

Напомним, что внедрение ЕГАИС для учета алкогольной продукции начиналось с так называемого контура оптового звена, производителей и импортеров, и в первую очередь речь шла о контроле за оборотом крупных партий продукции, на которую они получали акцизные марки сразу сериями или диапазонами кодов. И именно для учета таких диапазонов акцизных марок с самого начала была адаптирована структура данных этой системы. На первом этапе было важно понимать, что завод выпустил определенное количество бутылок алкоголя и на него были наклеены акцизные марки с номерами от А до Б, с длинной диапазона, равного выпущенному количеству бутылок продукции.

И поэтому, когда зашла речь о подключении к уже работающей оптовой ЕГАИС розничного звена с самого начала было понятно, что сделать удобную систему и для тех, и для других не получится. Одни не смогут работать с диапазонами кодов, другие просто не справятся с тотальным учетом каждой бутылки при отгрузке продукции фурами и вагонами.

А если создавать две независимые системы учета для оптовиков и для розницы, то встанет еще более сложный вопрос с синхронизацией данных между этими системами, с дублями и недостоверной информацией в них.

Вот и получилось, что в первое время в рознице фактически не было информации о каждой конкретной акцизной марке, а была информация о «диапазоне акцизных марок» и во всех документах фигурировала именно такая информация. И тот факт, что продукция из одного диапазона «расползалась» по разным розничным объектам более мелкими партиями делала фактический учет малоприменимым. ЕГАИС мог только сравнить, что общее количество бутылок, прошедших через всю розницу, не было больше, чем было выпущено акцизных марок в этом диапазоне. Отсюда проявлялись такие неприятные случаи, когда виноватым в продаже контрафакта (излишка или партии-дубля) назначались те, у кого такая партия оставалась на остатках последней – именно ее продажа показывала превышение по ЕГАИС количества марок и именно она назначалась «контрафактной».

Но в формате документов версии 3 появилось очень важное изменение – теперь каждый документ поступления содержит в себе полный перечень конкретных акцизных марок, которые по нему перемещаются от оптовика в розницу. Иными словами, ЕГАИС перестанет оперировать диапазонами акцизных марок и начнет работать с каждой конкретной маркой.

Чем это грозит розничной торговле? В самом простом случае – практически ничем. Производители программ обновят систему, работающую с ЕГАИС и при подтверждении документа он будет автоматически заполнен списком акцизных марок, которые в него должны будут добавить оптовики. Затем эти оприходованные остатки переедут на регистр «Торговый зал» и будут проданы через кассу со сканированием каждой марки, т.е. точно так же, как это делается и сейчас.

Главная ожидаемая сложность – ввод «начальных остатков» по акцизным маркам, которые может потребовать сделать ФСРАР. Ведь если начать наводить порядок в их учете, то важно знать какие конкретно марки в данный момент находятся на каком розничном объекте. Но, возможно, ФСРАР выберет более простой путь – все новые документы и вся новая продукция будет приходить с указанием точного перечня акцизных марок, а вот старая – будет списываться или продаваться, пока не закончится. На регистре «Торговый зал», с которого чаще всего происходит списание проданной на кассах продукции, ведется учет только в разрезе алкокодов, а значит такой переходный этап двойного учета вполне возможен.

Однако если торговое предприятие готовится работать долго и в единении с политикой ФСРАР, то и внутренний учет ему придется перестраивать с учетом тотального сканирования акцизных марок на каждом этапе движения алкогольной продукции, начиная от ее приемки от поставщика и до инвентаризации и продажи на кассе. Потому что уже сейчас понятно, что далеко не все производители или оптовики будут отгружать продукцию в розницу с тотальным сканированием марки на каждой бутылке. А значит если розница не проверит при приемке, что ей отгрузил поставщик, то и ответственность за такой пересорт уже будет не на поставщике, а на рознице, на остатках которой появятся акцизные марки, которые к ней не поступали через ЕГАИС. И доказать вину поставщика в таком пересорте будет уже невозможно.

Поэтому мы рекомендуем заранее подумать, каким образом с минимальными усилиями реализовать такую схему работы и выбрать такое оборудование, которое поможет не блокировать работу предприятия при тотальном учете алкоголя.

Поставщики и оптовики со своей стороны также готовятся к переходу на по-марочный учет и к ЕГАИС 3.0. Для этого уже давно ведутся переговоры о вводе дополнительной системы маркировки для ящиков и паллет – штрих код на них будет содержать полный перечень акцизных марок тех бутылок, которые содержаться в упаковке. Это позволит при отгрузке сканировать только коробки или паллеты, что уже гораздо проще, чем сканировать каждую бутылку. Но пока такая система не согласована со всеми участниками рынка и многие поставщики вводят ее по своему усмотрению, не дожидаясь общего решения.

Видимо понимая, к каким сложностям приведет переход на по-марочный учет в ЕГАИС 3.0, ФСРАР совсем не спешит с его внедрением. Пока выпущена только общая документация, в которой описана новая структура данных ЕГАИС 3.0. Обещанный тестовый контур, на котором разработчики программ смогут протестировать предложенные изменения для своих систем, по состоянию на начало октября 2017 года так и не запущен. Так же не понятно, каким образом, а главное, когда будет осуществлен переход к новому порядку учета алкогольной продукции. Можно предположить, что ФСРАР не станет усложнять всем нам жизнь и требовать перехода с 01.01.18, с учетом возрастающих перед Новым Годом отгрузок. С другой стороны – Новогодние праздники могут «вычистить» остатки продукции, что сделает переход не таким сложным с точки зрения пересканирования всех марок в магазинах и на складах. С учетом всего этого можно ожидать, что методические рекомендации по переходу и его сроки будут озвучены уже в самое ближайшее время. И ЕГАИС наконец сможет ответить на те вопросы, ради которых его создавали – отследить путь действительно каждой бутылки от завода до покупателя.

Но пока выполнение этой задачи по отношению к опту и рознице выглядит как пословица – «Чтобы собачке было не больно, хвостик будем резать по частям».

Источник: http://trade-drive.ru/materialy/publikatsii/1835/

 
Перейти в корзину
Закрыть