С 1 июля под таким лозунгом начали работать производители табачной продукции, обуви и лекарственных препаратов. Отныне данная продукция может быть реализована только, если она промаркирована. Но есть и послабления. Остатки обуви можно промаркировать до 1 сентября 2020 года, остатки табачной продукции – до 1 декабря 2020 года. В дальнейшем перевозка и хранение не маркированной продукции будет являться административным нарушением согласно законодательству РФ. В этой статье мы рассмотрим тему, как государство намерено контролировать вопрос маркировки продукции и как бизнес может успешно подготовиться к такому процессу.
Государство наделило обязанностью и полномочиями компанию ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий) собирать информацию о всех правонарушениях в области маркировки Информация из многочисленных источников стекается в центр и обрабатывается оператором. Известно, что по разным направлениям маркировки компания работает от лица разных юридических лиц, но по частно-государственному партнерству. Такой статус компании делает невозможным реализацию контрольных функций по отношению к участникам рынка.
Оператор ЦРПТ мониторит ситуацию с маркировкой и составляет реестры выявленных нарушений, доступ к которым предоставляется только органам государственной власти, осуществляющим надзорные функции. Также компания планирует осуществить доступ к личному кабинету организациям. Это поможет добросовестным и законопослушным компаниям контролировать все юридические вопросы и вовремя решать вопрос с нарушениями.
В России контроль за оборотом товара осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Есть большой риск нарушить логическую цепочку движения маркированной продукции. В связи с тем, что государство переносило сроки обязательной маркировки товаров, то одни компании передали информацию в ГИС МТ (государственная информационная система мониторинга товаров) о выпуске, списании или продаже маркированной продукции, а другие компании и организации этого еще не сделали. В связи с этим в информационных каналах есть некие пробелы в торговых цепочках. Есть не подтвержденные данные.
Например, одна компания продала другой организации маркированный товар. Но последняя не зафиксировала в ГИС МТ факт приемки товара. В связи с этим, контрагент, попытавшийся продать товар через кассу, будет являться правонарушителем. Все потому, что в ГИС МТ нет сведений о движении товара от поставщика к покупателю. По их сведениям, он до сих пор находится у компании-поставщика.
Но проблема в том, что до 1 июля 2020 года отсутствие подачи информации о маркированной продукции в ГИС МТ не было правонарушением. Информацию подавали в добровольном порядке. Поэтому принято решение, что контроль логической целостности движения товара от поставщика к покупателю будет действовать только на товар, выпущенный после 1 июля 2020 года.
Важный совет: Будьте внимательны при подаче любого рода информации в ГИС МТ.
Второй пример правонарушения – маркировка остатков товара после даты запрета.
А именно: нельзя маркировать остатки обуви после 1 сентября 2020 года, остатки папирос и сигарет нельзя маркировать после 1 декабря 2020 года. Что касается не маркированных лекарственных препаратов, то они могут находиться в обороте до окончания срока годности.
Сотрудники Роспотребнадзора могут приехать на места и выявить не маркированные остатки товаров, составить соответствующий протокол и передать дело в суд.
Компании, которые будут производить товар, подлежащий маркировке, без таковой и пускать его в товарооборот, согласно КоАП 15.12 будут подвергаться штрафу до 300 тыс. рублей с конфискацией продукции.
Изменения правил о маркировке продукции наложили свой отпечаток и на другие законодательные акты. Так, например, регламентирован порядок продажи маркированной продукции в кассовом законодательстве. В частности, с 1 марта 2020 года имеет силу приказ ФНС MMB-7-20/434@ и его действие распространяется на всю маркированную продукцию. Согласно этому приказу код идентификации товара при продаже на кассе передается в ОФД (оператор фискальных данных) в реквизите «Код товара» (тег 1162). На кассовом чеке маркированный товар обозначается символом [M]. То есть каждый желающий может зафиксировать у себя в чеке: является его товар маркированным или нет.
Контроль исполнения данного приказа возложен на ФНС. Основанием для проверки могут стать данные, полученные от ОФД.
Если организация, компания, индивидуальный предприниматель рискнет реализовать товар без предоставления в реквизитах информации об изготовителе и иной информации, которая обязует предоставлять законодательство РФ, то ей грозит штраф до 40 тыс. рублей. При этом основанием для штрафа является каждый выявленный чек с нарушением. Данный вид правонарушения подпадает под КоАП 14.15.1.
Так как в Российской Федерации действуют ограничения на выездные мероприятия, не связанные с безопасностью и здоровьем граждан из-за пандемии коронавируса, то все проверочные мероприятия по работе с маркировочной продукции временно отложены до периода снятия ограничений. Но это абсолютно не значит, что можно расслабиться и нарушать правила. Тем более за каждое правонарушение во время пандемии также придется ответить по закону.
Реестр выявленных нарушений в «Честном Знаке» будет своевременно передан в Роспотребнадзор. И уже суд будет рассматривать дела по административным правонарушениям. Конечно, есть срок давности по таким делам, и он составляет 3 месяца. Но в некоторых случаях он может доходить до 1 года. Тем более данные по реестру выявленных нарушений могут рассматриваться, как признак «длящегося правонарушения». А это значит, что точкой отсчета по давности дела может быть дата последнего выявленного случая.
Важно понимать, что сейчас работа с ГИС МТ проходит в режиме постоянных сбоев. Следовательно, организации не могут своевременно передавать данные о маркированной продукции в систему. Поэтому такие сбои могут являться уважительной причиной, почему компания нарушила регламент подачи информации о маркированной продукции. В суде административное нарушение и штраф по нему легко могут быть заменены на предупреждение.
Конечно, в суде потребуются документальные факты, подтверждающие сбой работы программы – фотографии экранов с фиксацией времени и даты, запросы и ответы службы технической поддержки, письма от оператора о задержках с обработкой документов или о проблемах доступа в Личный Кабинет. Необходимо позаботиться о судьбе компании и дотошно собирать всю эту информацию в отдельном файле. В суде на словах сложно будет доказать обратное.
Итак, маркировка табачной продукции, обуви и лекарственных препаратов, начиная с лета 2020 года, стала обычной реальностью. Система контроля хоть и со сбоями, но работает. Ясно одно, что маркировку продукции уже никто не отменит. Поэтому бизнесу стоит переходить «на новые рельсы», работать и успешно взаимодействовать с новой системой контроля со стороны государства.
А мы в свою очередь хотим сказать: следите за всеми нововведениями и будьте в курсе законопроектов вместе с нами.